11 Окт 2010Просмотров: 68
Управление временем
Удовлетворение потребности протекает во времени. Поэтому для устранения поведения требуется время.
Акт управления, направленный па устранение нежелательного поведения может быть структурирован во времени: «Даю вам пол часа, чтобы вы прекратили делать это». Если время, отведенное управителем для того, чтобы поведение прекратилось, например, поедание бифштекса, то оно прекратится само собою без какого-либо воздействия управителя. Человек съест свой бифштекс, и у него останется еще время поковырять во рту зубочисткой.
Ситуация становится принудительной, если управитель голодным подчиненным только две минуты на еду. При этом явно возникает необходимость насильственного прерывания процесса наслаждения бифштексом. Источник принуждения может быть отделен от руководителя, если команда будет обоснована: «так как через две с половиной минуты поезд отходит». Те неприятности, которые ожидают подростков, опоздавших на поезд, выступают как угроза за невыполнение. Если руководитель лишает подчиненных этого обоснования, то ему нужно будет позаботиться о другом методе своевременного прекращения еды. «Если через две минуты я увижу кого-либо из вас, жующих за столом, он получит хороший пинок!» Когда подчиненные не имеют информации о расписании движения поездов, то управитель приобретает возможность произвольно манипулировать временем и людьми.
Руководитель должен внушать сверхценное значение последствиям выполнения требуемого поведения. В данном примере он должен в мрачных красках описывать последствия опоздания на поезд. Мастер насилия Сталин формулировал управленческие акты по той же схеме: «Если мы в течение этой пятилетки не проведем индустриализацию всей страны, то нас сомнут». В этом случае любое поведение, которое может быть категоризировано как препятствие индустриализации, должно быть устранено самым беспощадным образом. Далее вводится угроза войны, к которой нужно подготовиться, никто не хочет быть побежденным в войне, и Верховный Совет СССР утверждает закон, карающий тюрьмой за 20-минутное опоздание на работу. Эти примеры указывают на значение структурирования времени в переходе от ненасилия к насилию. Если бы руководитель группы был осмотрителен и обладал способностью к планированию, то нужные полчаса на обед у него полностью исключили бы необходимость принудительного устранения поведения еды. Да оно и перестало бы в этой ситуации рассматриваться как нежелательное, а наоборот. Другое дело, когда руководитель склонен наслаждаться властью. Он в этом случае, структурируя время, создает ситуации, когда, как в нашем примере, подростки должны успеть пообедать за две минуты.
В тех же случаях, когда некоторое поведение вообще недопустимо, прекращение поведения, поддержанного сильной потребностью может быть осуществлено только переключением или замещением данного поведения другим, удовольствие от которого превосходит наслаждение от устраняемого действия.
Переключение
Если же время, требуемое для удовлетворения в данном поведении выходит за границы ожиданий управителя, то возникает проблема прекращения поведения вопреки желанию управляемого. В этом случае управитель может выбрать подавление насилием или устранение поведением путем переключения управляемого с одного поведения на другое, которое или желательно для управителя или белее терпимо для него.
Ребенок за столом во время обеда бьет ложкой по стакану, рискуя разбить его. Мать вырывает ложку из его рук, но детеныш хватает нож и продолжает свое занятие. Поведение не устранено. Мать поднимает ребенка, вырывает из его рук нож, и попутно шлепает его по ягодицам, хотя эта часть тела не вовлечено в действие. Ребенок громко плачет и мать в ответ испытывает чувство вины. Она оказывается сама наказанной. Поведение устранено насилием. Ребенок не размахивает ножом.
То же самое поведение ребенка могло быть устранено путем переключения. Если она покажет ему новую игрушку или вставит ему в руку погремушку, которая, если бить по столу, издает громкие звуки и не наносит вреда посуде, то она переключает ребенка на поведение, которое более терпимо или приемлемо для управителя.
Я приводил детские примеры для простоты. У взрослых переключение происходит тоже вследствие того, что одно поведение может быть, замещено другим, если его мотивация сильнее и которое для управителя более приемлемо.
Замещение или переключение решает проблему удаления нежелательного поведения, но оно требует от управителя определенных способностей и понимания внутренних побуждений и возможностей управляемого. Приемы, используемые для переключения поведения многообразны. Наилучшим приемом управителя является использование положительного или отрицательного подражания или научения наблюдаемому поведению. Когда трехлетний мальчик «трогает письку», мама вместо того чтобы его пугать, или грозить наказанием: «Перестань, а то я тебе письку отрежу!» может сказать совсем иное, вроде: «А папа не трогает письку! Он ее трогает только когда писает». Управителю часто стоит просто указать на тот вид поведения, на который человек должен переключиться.
Источник:
Юрий Орлов – Психология ненасилия