- В течение 2011 года Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов (АКБР) «пришла в себя» после долгого коматозного состояния, фактически после клинической смерти. Как здоровье? Больной скорее жив, чем мертв? - Состояние стабильное, динамика положительная. Если в начале этого года в ассоциации было всего 40 выживших после кризиса компаний, занимающихся кредитным посредничеством, то сегодня их – более 150. И это новые игроки рынка, что говорит о том, что отрасль развивается.
Что касается ассоциации кредитных брокеров, то основное направление ее деятельности – создание единого информационного поля для кредитных и финансовых консультантов. Это и разработка стандартов деятельности и норм регулирования, и создание сети взаимодействия кредитных учреждений, в том числе банков, факторинговых и лизинговых компаний.
В период кризиса деятельность ассоциации, как и многих кредитных посредников, была приостановлена. Мы потратили это время на подготовку к новому рывку. Создали полноценный рабочий сайт ассоциации. Сформировали наблюдательный совет АКБР, который возглавил ректор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров, и в который вошли председатель совета АРБР Александр Мурычев, председатель совета директоров Юниаструмбанка Георгий Писков, руководитель ЦККИ Борис Воронин, председатель совета директоров АКБР Владимир Гамза, вице-президент АРБР и АКБР, главный редактор Bankir.Ru Ян Арт, вице-президент АКБР Александр Гребенко и другие авторитетные эксперты финансового рынка.
Также мы разработали новые форматы деятельности кредитно-финансовых консультантов. Например, систему посткредитного обслуживания. Именно это направление помогло многим финансовым консультантам выжить в кризис, когда кредитование фактически остановилось.
- То есть именно кризис заставил кредитного брокера стать финансовым консультантом?
- Да. И сейчас деятельность кредитного брокера заключается не только в консультациях физических лиц по потребительскому кредитованию. Сегодня брокеры работают и по бизнес-продуктам банков, помогают привлекать инвестиции для развития компаний с помощью лизинга и факторинга.
Также брокеры освоили азы медиации. Это как раз одно из новых направлений посткредитного обслуживания, когда кредитный брокер и выступает в качестве финансового консультанта и примирителя между банком и клиентом. При этом консультационная помощь в решении проблем заемщика оказывается и во время досудебного урегулирования споров, и на этапе судебного разрешения конфликтов. Наша ассоциация совместно с Ассоциацией российских банков и агентством Bankir.Ru участвует в реализации проекта «Виртуальный офис финансового омбудсмена». В частности, члены ассоциации на общественных началах взялись консультировать россиян, обращающихся за помощью к финансовому омбудсмену.
- В этом году вы приняли решение перейти в статус саморегулируемой организации. Как долго ваше профессиональное сообщество шло к такому решению, и насколько труден этот путь?
- Можно достаточно четко отследить, что на сегодняшний день государство склонно уходить от формата лицензирования какой-либо деятельности. Мы с вами были свидетелями ухода от системы лицензирования таких направлений как оценочная, строительная деятельность. Государство предложило этим отраслям формат саморегулирования. Сообщество кредитных брокеров и финансовых консультантов тоже определило для себя, что наш путь – саморегулирование рынка на основе добровольной сертификации. И на совете Ассоциации в феврале 2011 года было принято решение идти этим путем.
В этом году мы заново запустили систему сертификации кредитных брокеров – совместно с Финансовым университетом при правительстве Российской Федерации и Ассоциацией региональных банков России. За год провели сертификацию более ста организаций.
Основные векторы развития в плане кредитного и финансового посредничества, которое мы запланировали на ближайший год, – приведение учредительных документов АКБР в соответствие с требованиями, предъявляемыми законодательством к саморегулируемой организации.
- Что дает формат саморегулирования? Возможность профессионального сообщества выглядеть более респектабельным и авторитетным?
- Это не главное. Приоритетным является то, что само бизнес-сообщество будет принимать решение по организации деятельности. Саморегулируемая организация самостоятельно определяет направление деятельности, меры дисциплинарного воздействия, регламент прохождения сертификации, квалификационные требования, штрафные санкции за нарушения. Все это дает возможность участникам рынка более мобильно решать различные вопросы. Переходя к саморегулированию, любой рынок становится организованным, оно дает системный подход к организации бизнеса.
Впрочем, респектабельность тоже не стоит сбрасывать со счетов, ведь до кризиса кредитный брокеридж в глазах многих выглядел фактически мошенничеством. А теперь этот рынок – признанный сегмент финансовой отрасли, в том числе и в глазах банкиров, которые признали финансовое посредничество как самодостаточный институт. Саморегулирование рынка даст банкам уверенность, что кредитные брокеры играют по правилам.
- Иными словами, саморегулирование – синоним честности бизнеса, «знак качества»?
- В глазах потребителя, безусловно, да. Поскольку в роли регулятора выступает Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов, то с претензиями к участникам рынка, являющихся ее членами, могут обращаться и потребители финансовых услуг, и партнеры – банки, факторинговые и лизинговые компании, если, по их мнению, финансовый посредник ведет себя нечестно. Партнеры могут заподозрить фальсификацию документов и обвинить брокера в том, что он привел заведомо плохих заемщиков.
Разумеется, мы не берем на себя роль карателей недобросовестных игроков рынка. Но можем осудить такое «неспортивное» поведение с профессиональной точки зрения. У нас есть профессиональные стандарты и кодекс этики, и если они явно нарушены кем-то из участников Ассоциации, то он бросает тень на весь рынок кредитного брокериджа. Ассоциация уже однажды отделяла «черных» брокеров от «белых», именно поэтому эта профессия и признана в итоге банковским сообществом. Естественно, что при исключении брокерской компании из списка членов АКБР об этом незамедлительно узнает весь финансовый рынок. И это будет нокаутом по репутации.
Мы сейчас заключаем договоры по страхованию профессиональной ответственности кредитных брокеров. Это тоже определенный «знак качества» в нашей работе.
- Страховые компании охотно идут на сотрудничество в этом направлении?
- Не совсем. Это был достаточно длительный процесс, совместно со страховыми компаниями мы прорабатываем эту схему сотрудничества. Проблема в том, что такого вида деятельности, как наш, в практике страхования нет. А любая инновация поначалу кажется чем-то подозрительным. К тому же, нет четких рамок, определяющих финансовое посредничество как деятельность.
Мы решили, что член нашей ассоциации должен застраховать свою ответственность минимум на 500 тыс. рублей. Но есть организации, которые предполагают страховать риски на сумму до 10 млн. рублей. А вообще каждый принимает самостоятельное решение, на какую сумму страховаться.
- Недавно банк «Транспортный» открыл кредитным брокерам свои двери и фактически предложил свою площадку в качестве «полигона» для того, чтобы «обкатать» сотрудничество с финансовыми посредниками по распространению своих продуктов. Как продвигается развитие коммуникаций с банками?
- Еще два года назад банки относились к кредитным брокерам, мягко говоря, настороженно. Нас считали лишним звеном с точки зрения бизнеса. А потом и обвинили за «плохие долги», – дескать, это именно посредники притащили в банк заведомо недобросовестных заемщиков. А в этом году случился переворот в банковском сознании, хотя, конечно, не и у всех. Тем не менее, Абсолютбанк, «Транспортный», «Дельтакредит» и даже некоторые территориальные отделения Сбербанка признали, что кредитный брокер – неотъемлемый и важный участник рынка кредитования.
Банки ведь не просто «из вредности характера» не хотят работать с кредитными брокерами. Тому есть определенные препоны в законодательстве. Мы стали инициатором и основным разработчиком системы взаимодействия банков и кредитных брокеров. Система включает в себя три направления.
Первое – андеррайтинг: мы заключили соглашение с бюро кредитных историй, и сегодня кредитные брокеры имеют в него доступ при согласовании с заемщиком. Поэтому наши клиенты-банки в рамках партнерских соглашений имеют предварительный анализ заемщика.
Вторая часть – мониторинг. Мы разработали программу по мониторингу кредитных продуктов, которую можно актуализировать в регионах.
И третья часть – когда заявка по заемщику уже сформирована, проверена кредитная история, то есть готовый «хороший» заемщик отправляется в офис банка. Мы привели всю систему в соответствие с законом о защите персональных данных, имеются все необходимые сертификаты на предмет защищенности информации, и сейчас подключаем к ней кредитные учреждения. Недавно было подписано соглашение с саморегулируемой организацией оценщиков, они также войдут в данную систему. Ведем работу по выстраиванию коммуникаций с факторинговыми и лизинговыми компаниями.
- С банковскими ассоциациями удается найти точки соприкосновения?
- Да, причем, с обеими – АРБР и АРБ. Деятельность Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов активно поддерживают и банковские сообщества. В этом году на традиционной банковской конференции по стандартам в Уфе нами был представлен проект стандартов деятельности кредитных брокеров. АРБ и АРБР поддержали наши начинания. Банковское сообщество России тоже давно озабочено тем, что помимо надзорных требований нужно выработать какие-то стандарты качества банковской деятельности. На этой конференции мы получили «добро» продолжать работу над стандартами. На следующей конференции в Уфе мы рассчитываем проект стандартов по нашему сегменту финансового рынка представить.
По большому счету кредитный брокеридж не прописан в российских законах. Поэтому мы чрезвычайно ценим тот факт, что усилиями АРБР мы хотя бы попали как подотрасль в законопроект о потребительском кредитовании.
Как и у любой инновационной отрасли у нас не так много опыта, но зато есть хорошие перспективы. Безусловно, сложно работать, когда нет устоявшихся правил. Элементарно: если учебники по банковскому делу есть, то по брокерскому делу их пока не существует, потому что это фактически новая деятельность, по которой еще не написаны учебники. И сейчас усилиями членов нашей ассоциации такой учебник готовится.
- Каковы планы АКБР в регионах?
- Помимо деятельности в головном офисе ассоциации в Москве, мы ведем активную деятельность и в регионах. В этом году мы провели ряд успешных региональных конференций с открытием представительств АКБР в Тюмени, Екатеринбурге. Кемерово и Саратове. Планируем открыть региональные представительства в Уфе, Казани, Калининграде, Ханты-Мансийске, Новосибирске.
С сентября мы запустили сертификацию кредитно-брокерских компаний в регионах. Сейчас внедряем систему сертификации в онлайн-режиме совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ и компанией «Финансовые технологии». В рамках офисов региональных поверенных желающие могут пройти квалификационный экзамен на предмет сертификации, что дает им возможность вступить в ассоциацию кредитных брокеров.
Я думаю, в 2012 году завершится старт-ап в жизни ассоциации, и мы сможем заявить о себе как о состоявшемся профессиональном объединении.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Предыдущие статьи рубрики «Блиц-интервью»